Немного об оплате автодорог при поездках на автобусах по Германии
Очень часто от заказчиков приходится слышать, что в Германии нет оплаты за пользование автодорогами при поездках на автобусе. Это, мягко говоря, не совсем так. Вернее, совсем не так. Не вдаваясь в долгие и нудные подробности, можно сказать, что перевозчики (и грузов, и пассажиров) оплачивают за дороги достаточно «реальные суммы».
Ещё не так давно, когда Евросоюз ещё состоял из небольшого количества стран и там не было ни Польши, ни Прибалтики и других стран, на границе сотрудники федеральной службы «цолльконтроль» (таможня) взимали оплату, исходя из количества пассажирокилометров по ФРГ, т.е умножали планируемый пробег по Германии на количество пассажиров и на 0,84 евроцента.
В 2007 году была принята новая «Инструкция по обложению налогом с оборота международных пассажирских перевозок на автобусах, которые не имеют допуска в Федеративной республике Германия», в которой был определён порядок уплаты перевозчиками при перевозках по Германии так называемого налога с оборота («умзатцштёёр»). Вот выдержка из этой инструкции:
– Пассажирские перевозки подлежат в Федеративной Республике Германия обложению налогом с оборота. Налогообложение этих услуг прописано в норме 6 ЕС по согласованию налоговых систем разных стран. В соответствии с ней страны – члены Европейского Сообщества, которые при принятии нормы уже предусматривали обложение налогом с оборота пассажирских перевозок, должны продолжать это налогообложение. К таким странам-членам принадлежит также и Федеративная Республика Германия.
– Пассажирские перевозки на автобусах, как и любая другая работа, которую предприниматель производит за плату, подлежит обложению налогом с оборота (исключения см. цифру в тексте 29-32). Это действует независимо от того, какой предприниматель отечественный или иностранный выполняет перевозку, какие пассажиры отечественные или иностранные перевозятся и от того, являются ли пассажиры подростками или взрослыми. Это относится как к пассажирским перевозкам регулярного сообщения, так и к пассажирским перевозкам нерегулярного сообщения (ср. цифру 4 и 5). Если пассажирская перевозка производится как на территории Федеративной Республики Германия, так и на других территориях, то в Федеративной Республике Германия налогообложению подлежит только перевозка на расстоянии, пройденном внутри страны.
Таким образом, из этой инструкции следует необходимость для перевозчика иметь учётный номер в немецкой налоговой службе и регулярно оплачивать этот налог. В зависимости от объёма перевозок по Германии в течение календарного года происходит сдача в налоговую службу деклараций о полученных «оборотах». Если перевозчик попробует уклоняться от этой «почётной обязанности», следует неумолимая расплата. В наиболее запущенных случаях «автобус-штрафник» может навсегда остаться в ФРГ.
Следует отметить, что в целом после введения этой системы общая стоимость оплаты упала. Почему это так? Читаем инструкцию:
– Основой исчисления налога с оборота является часть согласованной стоимости проезда за вычетом налога с оборота (платы), которая приходится на участок пути, проезжаемый в своей стране. Часть стоимости проезда, приходящаяся на долю участка пути в своей стране, рассчитывается, исходя об общей стоимости. Стоимость проезда следует разделить пропорционально длине участков пути внутри страны и за границей. Налоговая ставка составляет в принципе 19%. Для разрешенного регулярного сообщения применяется сниженная налоговая ставка в 7%, если дальность перевозки внутри страны составляет не более 50 км.
Как понять, что тут изложено? Всё очень просто: ставка 19% применяется к той сумме фрахта (оплаты заказчиком за рейс), которая приходится на пробег по Германии.
Например, если общая сумма фрахта 5000 евро, общий пробег 7000 км, из которых автобус 1200 км проехал по ФРГ, то 5000х1200/7000=857,14 евро – это налогооблагаемая база. В этом случае налог составит 857,14х19%=162,86 евро.
В случае же применения «старой ставки» сумма налога могла бы сильно увеличиться. Допустим, в автобусе едет 45 пассажиров. Тогда сумма налога составила бы 1200х45х0,0084=453,60 евро. Кстати, именно такая ставка и применяется в некоторых случаях. Читаем инструкцию дальше:
– Пассажирские перевозки на автобусах, не имеющих допуска к эксплуатации в Федеративной Республике Германия, которые при въезде или выезде пересекают границу Федеративной Республики Германии с третьими странами (границу между Швейцарией и Германией)...
... Для упрощения налог с оборота в процедуре налогообложения единичной перевозки рассчитывается на основе средней платы за перевозку. Средняя плата за перевозку составляет 4,43 цента. Подлежащий уплате налог с оборота составляет при налоговой ставке в 19% 0,84 цента за каждый, проезжаемый в Федеративной Республике Германия пассажирокилометр. Соответствующее число пассажирокилометров получается из умножения количества перевозимых пассажиров на количество километров проезжаемого внутри страны участка пути, по которому осуществляется перевозка (фактически проезжаемый внутри страны участок пути).
Таким образом, если Вы пересекаете границу ФРГ и Швейцарии, то с Вас прямо на границе удержат налог (причём обычно в наличной форме) по «старой ставке». Суммы могут быть просто «космические» и зависят от фактического (либо планируемого) пробега по ФРГ в данном конкретном рейсе. Эту сумму рассчитывают прямо на границе сотрудники немецкой таможни. Почему так? Немецкая налоговая служба таким образом страхуется от неуплаты, и эта сумма является обеспечением. По инструкции перевозчик может в течение календарного года обратиться в налоговую службу за пересчётом этого налога по другой ставке, но из практики это сделать крайне сложно. Поэтому почти всегда она просто оплачивается заказчиком на границе и включается в затраты.
Следует ещё отметить, что если заказчик по договору берёт на себя полный список расходов, включая оплату топлива, питания и проживания экипажа автобуса и другие расходы, то по мнению немецкой налоговой службы он должен сам оплачивать налог с оборота в ФРГ, фактически становиться на налоговый учёт в Германии. Поэтому при расчёте стоимости налога лучше не пытаться занижать налог, убирая из суммы фрахта стоимость топлива и другие расходы. Подозрительно маленькая сумма фрахта тут же заинтересует немецкую налоговую службу и они вправе применить к перевозчику свои расчётные суммы по другой ставке. Иногда прямо во время проверки на дороге проверяющий может выписать квитанцию на оплату налога с оборота.
В случае отсутствия у перевозчика регистрации в немецкой налоговой службе и оригинала справки об этой регистрации (продляется ежегодно на каждый автобус), поездка может быть остановлена на неопределённый срок до выяснения общей задолженности перевозчика по уплате налога. Вся ФРГ контролируется камерами и информация о «летучих голландцах», не пополняющих немецкую казну, ждёт своего часа.